Вариаторы Jatco используются в автомобилях Renault, Nissan, Mitsubishi, Citroen, Peugeot, Suzuki, Dodge, Jeep.
Среди всех типов автоматических преобразователей момента вариатор представляет для конструкторов особый интерес. Он способен плавно изменять передаточное отношение в широком диапазоне (недаром англичане называют его CVT, Continuously Variable Transmission), что позволяет по максимуму реализовать тяговые возможности двигателя. Неудивительно, что пул вариаторных моделей становится с каждым годом все шире.
Необычность конструкции настораживает многих автолюбителей. Вместо привычных шестерен в вариаторе работает ременная передача с двумя шкивами переменного диаметра. Каждый из них состоит из двух обращенных друг к другу конусов: схождение и расхождение конусов меняет радиус, по которому работает стальной ремень или клиновидная многозвенная цепь, — благодаря этому и происходит плавное изменение передаточного отношения. Отсутствие привычных ступеней раздражает некоторых водителей, поскольку при разгоне обороты коленчатого вала зависают на определенной отметке, двигатель монотонно ревет, но скорость автомобиля при этом увеличивается — вопреки привычному алгоритму раскрутки на каждой передаче.
Наиболее широкое распространение вариаторы получили на автомобилях концерна «Рено-Ниссан». Выпускает агрегат японская фирма «Джатко», а самая распространенная модель — JF011E. Кроме того, вариаторы «Джатко» использует «Мицубиси», они же ставятся на соплатформенные французские кроссоверы «Ситроен С-Кроссер» и «Пежо».
Ремонт и основные проблемы:
- Гул подшипников. Изнашиваются подшипники валов и появляется шум при движении. Менять подшипники можно по отдельности, но чаще всего меняются все 4 подшипника вместе;
- Растяжение ремня. В зависимости от стиля езды ремень может вытянуться и к 100 000 км. При замене заводской ремень на 10 лент лучше заменить на 12 лент;
- Износ конусов. Именно износ конусов являются главным фактором ресурса вариатора. Их можно восстановить с помощью механической обработки но для этого нужно дорогостоящее оборудование;
- Редукционный клапан и масляный насос. Масло в коробке необходимо менять каждые 40 000 км. Даже после 60 000 км при спокойной езде оно будет черного цвета. Официальный дилер всегда говорит что на весь срок службы или 100 000 км. Если редко менять масло, то забивается редукционный клапан масляного насоса и появляются пинки, рывки и подергивания при движении;
- Степ-мотор. Степ-мотор – это шаговый электродвигатель для регулировки передаточного числа. Если он ломается то коробка зависает на передаче и не переключается;
- Дополнительный радиатор и термостат. Чтобы продлить срок службы рекомендуется дополнительно устанавливать радиатор охлаждения (от перегрева масла летом) и термостат (от недогрева масла зимой).