Рулевая рейка – механизм соединяющий руль и колёса в одно целое. Именно благодаря рулевой рейке колёса послушно реагируют на повороты руля. И от того, как реагируют системы автомобиля на действие водителя, зависит безопасность движения.
Так или иначе, на многих легковых авто (как с гидроусилителем или электроусилителем, так и без подобных решений) неизменно используется рулевое управление реечного типа. При этом одним из основных узлов такого рулевого управления остается рулевая рейка. От качества работы данного узла напрямую зависит комфорт управления автомобилем, эффективность рулевого управления, а также безопасность.
Рулевое управление: виды рулевых реек и принцип работы
Легковые авто имеют рулевые рейки следующих типов:
- рулевая рейка без усилителя (на старых и бюджетных авто);
- рейка рулевая с гидравлическим усилителем (ГУР);
- рулевая рейка с электроусилителем (ЭУР).
Основное назначение рулевой рейки заключается в преобразовании и передаче усилия от рулевого колеса на рулевые тяги. Фактически, рейка рулевая отвечает за преобразование движения руля в повороты управляемых колес в горизонтальной плоскости.
Такое преобразование возможно благодаря тому, что в рейке есть червячная передача, на которую усилие передается от шестерни рулевой колонки. Указанная червячная передача передает усилие на зубчатую часть рейки.
Общее устройство рулевой рейки следующее:
- Картер/корпус рулевой рейки (обычно выполнен из алюминия) для защиты рулевой рейки;
- Шестерня (червяк), вращается от рулевой колонки и присоединяется к рулевой колонке через подшипник;
- Рейка или зубчатый вал рулевой рейки, имеющий участок с зубцами, которые входят в зацепление с шестерней. Вал и шестерня изготовлен из прочной стали, верхний слой деталей максимально износостойкий.
- Пружины для обеспечения надежной фиксации и плотности зацепления;
- Ограничители амплитуды движений вала в виде манжеты с одной стороны и втулки рулевой тяги с другой стороны.
Что касается механической рейки, это простая конструкция, которая напрямую передает усилие от руля на колеса. В плане обратной связи это лучшее решение, так как нет никаких промежуточных усилителей. Еще данная конструкция отличается надежностью и простотой, но на этом плюсы заканчиваются. Дело в том, что управлять авто с таким рулевым механизмом сложнее и тяжелее, особенно если нужно повернуть колеса на неподвижно стоящем автомобиле. Также на руль передаются удары и вибрации от колес.
В свою очередь, рейка гидравлическая (рейка с ГУР) является самым распространенным типом рулевого управления. Если просто, рейка с гидроусилителем работает так, что во время поворота руля зубчатый вал внутри корпуса рейки «толкает» масло, подающееся от насоса ГУР под давлением. В результате водитель не прилагает особых усилий на руле.
К недостаткам относят то, что конструкция такой рейки сложнее простого механического аналога. Первое, насос ГУР, подключенный к двигателю, отбирает мощность мотора и может выйти из строя. Также ГУР нуждается в периодическом обслуживании (как минимум, необходима замена масла ГУР). Наличие жидкости под давлением внутри системы также предполагает полную герметичность, что влечет за собой необходимость использования большого количества прокладок, сальников, уплотнителей и т.д.
Так или иначе, но рейка с ГУР активно используется на легковых авто, внедорожниках, грузовиках и других видах колесного транспорта. Система проверена временем, зарекомендовала себя как достаточно надежная. Данное решение обеспечивает качественное усиление, позволяет добиться неплохой обратной связи.
Рейка с электроусилителем руля (ЭУР) изначально создавалась в качестве более простой и дешевой замены ГУР. Если коротко, это обычная механическая рейка, однако на рулевую колонку или саму рейку отдельно прикреплен электроусилитель (фактически, электромотор) и датчики. В двух словах, при повороте руля срабатывает датчик поворота и ряд других датчиков, которые посылают сигналы на ЭБУ. Затем блок управления подает сигнал на электромотор, который и создает необходимое усилие.
Данная система изначально позиционировалась производителями как более компактная, дешевая и удобная по сравнению с ГУР. Однако на деле первые версии ЭУР имели целый ряд недостатков (частые отказы и сбои, неравномерное усилие на руле при повороте в разные стороны, самопроизвольное срабатывание усилителя и т.д.).
Ремонт рулевой рейки автомобиля: подробное руководство
Ремонт рулевой рейки — сложная задача, требующая специальных инструментов и навыков. Если вы не являетесь профессиональным механиком, рекомендуется обратиться к специалисту. Однако, если вы решительно настроены сделать ремонт самостоятельно, вот подробное руководство:
1. Диагностика проблемы:
- Проверьте наличие утечек жидкости:** Осмотрите рейку на наличие подтеков жидкости ГУР;
- Проверьте люфт руля: поверните руль влево-вправо. Если есть значительный люфт, это может указывать на износ рулевой рейки;
- Проверьте звуки: при повороте руля обратите внимание на посторонние шумы, такие как стуки, скрипы или гул;
- Проверьте управляемость: проверьте, как машина реагирует на повороты руля.
2. Подготовка к ремонту:
- Поднимите автомобиль: используйте домкрат и подставки для безопасного поднятия автомобиля;
- Снимите колеса: снимите передние колеса, чтобы получить доступ к рулевой рейке;
- Отсоедините рулевую рейку: отсоедините рулевую рейку от рулевого вала, а также от рулевых тяг;
- Снимите рулевую рейку: вккуратно снимите рулевую рейку с автомобиля.
3. Ремонт рулевой рейки:
- Замена сальников: если причина проблемы — утечка жидкости, замените сальники;
- Ремонт или замена направляющих: если направляющие изношены, их необходимо отремонтировать или заменить;
- Замена зубчатой рейки: в некоторых случаях может потребоваться замена всей зубчатой рейки.
4. Сборка и проверка:
- Сборка рулевой рейки: установите отремонтированную рулевую рейку обратно на автомобиль, закрепив ее в обратном порядке;
- Проверка уровня жидкости:** Долейте жидкость ГУР до необходимого уровня;
- Проверка работы: запустите двигатель и проверьте работу рулевой рейки. Убедитесь, что руль вращается легко и без посторонних шумов.
Дополнительные советы:
- Используйте только качественные запчасти: дешевые запчасти могут быстро выйти из строя;
- Следуйте инструкциям производителя: используйте только те инструменты и материалы, которые рекомендует производитель;
- Обратитесь к специалисту: если вы не уверены в своих силах, обратитесь к профессиональному механику.
* Помните, безопасность превыше всего! Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к специалисту.