Отопительная система автомобиля – один из наиболее уязвимых узлов автомобиля, особенно в холодное время года. От исправности системы отопления зависит не только комфортность езды. Отказ системы отопления в зимнее время приводит к невозможности продолжения эксплуатации транспортного средства. В общем виде механическая и гидравлическая часть системы отопления салона выглядят:
В этой части схемы к электрическим узлам относятся, прежде всего, электродвигатели вентилятора радиатора и печки. Как раз, двигатель печки – наиболее слабое звено системы отопления. В половине случаев неисправность отопителя салона связана с отказом двигателя печки. Обычно мгновенно он не ломается. Первый позыв – появление дополнительных шумов при работе печки. Это может быть просто жужжание, свист, дребезг. При появлении шума следует проверить, не попали ли в систему обдува посторонние предметы (болтики, винтики, стружка и другие). Далее следует посмотреть состояние салонного воздушного фильтра, в случае необходимости его поменять, на худой случай продуть. Не лишним будет достать двигатель печки и смазать втулки либо подшипники.
Следующий этап умирания двигателя печки – отказ работы на пониженных скоростях. В этом случае уже надо начинать искать новый двигатель либо готовиться к его ремонту. В процессе регламентного ремонта двигателя печки обычно меняются подшипники либо втулки якоря (в зависимости от конструкции) и щетки. После этого обязательно протачивается изношенный коллектор якоря.
Если произошел внезапный отказ работы двигателя печки либо неисправность появляется периодически (то работает, то не работает), скорее всего, подгорело контактное соединение к двигателю. В зависимости от схемы оно может иметь от двух до пяти контактных зон. Через разъем протекают токи до 40 ампер, а это немало, контакты могут нагреваться и подгорать. Для того, чтобы проверить качество соединения разъема, надо включить привод печки, добраться до разъема и его пошевелить. Если вентилятор будет работать рывками – дело в разъеме.
Восстановление разъема подключения двигателя печки – дело хлопотное. Лучше найти аналогичный на разборке (вместе с проводами). Затем откусить старый и тщательно соединить провода. Если найти разъем не удается, то следует почистить и поджать контакты старого, можно в контактные зоны вставить какие-нибудь поджимающие платины, в крайнем случае, куски провода. Крайне нежелательно для чистки контактных зон использовать вэдэшку. Поначалу она даст эффект, но потом будет разъедать контакты далее, что приведет к еще худшим последствиям. Лучше использовать силиконовую смазку.
Во многих автомобилях, особенно французских, в конструкцию двигателя печки встроен электронный регулятор оборотов. Если он пришел в негодность, двигатель может работать только на максимальных оборотах либо не работать вообще. Лучше, конечно, его заменить на новый либо рабочий с разборки.